Вернуться на главную страницу

Звук на радио. Звучание радиопрограмм.

Звук из динамика радиоприемника решает совсем другие задачи, чем звук, из динамиков музыкальных центров. Если при прослушивании музыки требования к аппаратуре можно сформулировать тремя "В": Высокая Верность Воспроизведения, то для "радиозвука" ВВВ является факультативной функцией. Главное же для радиозвука — донести до максимально возможной аудитории слушателей максимальное количество информации, которую передает радиокомпания. И эта задача как правило совершенно не удовлетворяет трем "В". Итак, радиозвук должен решать следующие задачи:

  • привлекать максимальное число слушателей к передаваемой программе, доставляя им акустическое наслаждение;

  • обеспечивать максимальное время прослушивания радиопрограммы, снимая напряжение и способствуя отдыху слушателя;

  • создавать заданное настроение у слушателя в соответствии с вещательной концепцией;

  • обеспечивать максимально облегченный доступ информационным, рекламным, иделогическим программам в подсознание слушателей.

Полагаю очевидным, что одна и та же музыкальная композиция на разных радиостанциях должна звучать по разному, иметь различные тембральные и динамические характеристики и создавать при этом различный эмоциональный отклик у слушателей. Общим же для звука всех радиостанций должно быть принципиальное отличие в звучании этой композиции от звучания ее записи при прослушивании на звукоусилительной аппаратуре. Это объясняется тем, что при прослушивании музыки на воспроизводящей аппаратуре, слушатель фокусирует почти все свое внимание на музыке. Звучание же любой радиостанции принципиально должно быть "фоновым", требующим от слушателя минимального отвлечения внимания, но при этом максимального донесения информации до его подсознания.

Иными словами, задача звуковоспроизведения — максимально точно передать слушателю эмоциональное состояние композитора или исполнителя музыкальной композиции, воздействуя при этом на весь спектр человеческих эмоций, переживаний, занимая почти все сознание слушателя, вовлекая и полностью поглощая его внимание. Задача же радиовещания — положить в подсознание слушателя заданную информацию или сформировать у него вполне определенное эмоциональное состояние при этом минимально отвлекая его от будничных забот и воздействуя на максимально возможную аудиторию.

Эссе о звучании радиоприемника.

Все, что создают журналисты любой радиокомпании вместе с корреспондентами, ведущими, со всеми выступающими, главным редактором, инженерами, техниками и всем советом директоров — это всего лишь сотрясения воздуха — звук на выходе радиоприемника.

О! Ваше величество ЗВУК!!!

В нашей жизни есть очень много различных источников звуков. От одних мы шарахаемся, другие терпим, третьи пропускаем мимо ушей, четвертыми наслаждаемся и платим за это деньги. В чем разница?

У колебаний воздуха есть много составляющих:

  • уровень громкости,

  • динамический диапазон,

  • частотный спектр,

  • пространственная фазовая и интерференционная картина.

Это объективные составляющие, которые можно измерить приборами, но, увы, хоть наши уши все это и слышат, воспринимаем мы звук не столько сам по себе, сколько его субъективные интерпретации, которыми наделяет его наш мозг. Мы придаем тем или иным колебаниям воздуха смысловое, эмоциональное или духовное содержание, которое по своему значению и влиянию на нашу жизнь гораздо важнее объективных составляющих.

В свою очередь, специалисты в области нейролингвистического программирования (НЛП) утверждают, что по воздействию на человека эмоциональные и духовные интерпретации звука превосходят смысловые в пять с половиной раз! Хотя и смысл тоже важен. Наглядный пример: мы с удовольствием слушаем песни на иностранных языках, зачастую не понимая и не стремясь понять их смысла, разговорная же радиостанция на непонятном языке не привлекает нашего внимания.

Наверное, теперь понятно, почему музыкальные радиостанции имеют гораздо большую популярность, чем разговорные — информационные. Пять с половиной раз — это много. По силе воздействия и, соответственно, по привлекательности, смысловая программа заведомо проигрывает эмоциональной. Можно ли информационной радиопрограмме, тем не менее, претендовать на высокий рейтинг, или, даже превзойти музыкальную? — Да, можно. Но не на эмоциях и не на личностном отношении ведущего к смыслу программы (это, кстати, есть нарушение законов информационного жанра и не прощается слушателями).

Мы воспринимаем и интерпретируем звук не только сознанием, но и подсознанием. Как известно, восприятие на уровне подсознания имеет более сильное воздействие на аудиторию, чем смысловое или эмоциональное. Правда, этот тип восприятия имеет не столь быстрый отклик у слушателей как эмоции или информация, к тому же, он еще и социально избирателен. Полагаю известным, что каждая социальная группа имеет свой собственный стиль языка, свой собственный интонационный потрет (не эмоциональный, а именно интонационный), даже частота использования тех или иных слов из общего языкового набора, различна в различных социальных группах. Что касается возрастных социальных групп, то можно даже выделить объективные спектральные характеристики наиболее привлекательного тембра и они будут разными для мужчин и для женщин.

К чему эти рассуждения? — Дело в том, что бытийные (духовные) состояния, типичные для каждой социальной группы, на уровне подсознания находят отклик в среде слушателей, резонируя (привлекая) тех из них, которые принадлежат к той же (или близкой) социальной группе, к которой принадлежит ведущий Вашей передачи. Или уж совсем просто, слушатель "залипает" на свое собственное бытие, на свой собственный спектр голоса, на свой собственный интонационный портрет если слышит (точнее, узнает) его у Вашего ведущего. Причем, вне зависимости от того, как слушатель сам к себе относится. Ему могут не нравится собственные бытийные состояния, он может не любить свой голос, свой тембр — это будет окрашивать его эмоциональные состояния, с которыми он будет слушать передачу. Но то, что он ее БУДЕТ слушать — вероятность очень высока. При возникновении бытийного отклика человек даже способен на довольно сложные поступки, для его сохранения. Например, "запав" на голос, доносящийся из радиоприемника, человек может сознательно опоздать на работу или, ошибившись телефонным номером и услышав "свой" голос, создать взаимоотношения и лично познакомиться с человеком, на другом конце провода.

Бытийные состояния ведущего — это область его психологической подготовки, убеждений, воспитания или происхождения, интонационный портрет — это фактическая, текущая принадлежность человека к той или иной социальной группе и, соответственно, к системе ценностей. И то и другое не предмет для подробного рассмотрения в технической концепции — это прерогатива Вашей кадровой и образовательной политики. Что же касается тембровой (спектральной) окраски — эта обективная характеристика звучания Вашей радиостанции может быть сформирована, как минимум, двумя способами и ориентирована на Вашу целевую аудиторию. Мало того, отдельные радиопередачи, ориентированные на различные интересы слушателей, должны иметь различную тембровую окраску. Чего уж говорить о том, что каждый ведущий должен иметь свой набор пресетов на голосовом (микрофонном) процессоре.

Краткий исторический экскурс.

Все, что было написано Выше, придумано не мной. Мастерству публичных выступлений и владению голосом учили и в древнем Египте, и в древнем Китае, разумеется, не всех. Но это хоть и корни, но слишком далекие. Есть гораздо более близкие.

Устройства формирования речи для радиовыступлений появились в 30-ые годы прошлого века в Германии. Идеологом этих исследований был Йозеф Геббельс — вице-канцлер Германии, отец современной пропаганды. Звук, который надо было сделать "гипнотическим" для всего населения страны — голос Адольфа Гитлера. Фирма, которая взялась за эти исследования и успешно завершила их внедрением своих разработок в серийное производство — Telefunken.

Судя по факту, исследования, разработки и внедрение удались. Динамическую обработку сигнала немцы размещали на передающей стороне, спектральную же, в основном, на приемной. Теплое бархатное звучание немецких радиоприемников конца 30-ых и начала 40-ых годов прошлого века, буквально, покоряло слушателей. Включив приемник утром, его не хотелось выключать до самого вечера. О таком успехе радиопропаганды можно было только мечтать! После 1945 года большая часть немецких радиозаводов была вывезена в СССР. Это нетрудно проследить, сравнивая немецкие довоенные радиодетали с отечественными послевоенными — многие из них похожи как две капли воды. Различаются только надписями. Вывозились и копировались радиоприемники. Немногие, наверное, помнят звучание наших приемников 50-ых годов, оно было во многом похоже на звучание немецких предыдущего десятилетия. Именно этим во многом была определена традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-ых выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться с "наркотическим звучанием", создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и граммпластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, даже устраивались танцы во дворах.

В шестидесятые годы, когда немецкие радиолампы в трофейных радиоприемниках выработали свой ресурс, да появились и более современные радиоприемники в плоских корпусах с острыми углами и "правильной" амплитудно-частотной характеристикой, бархатное звучание стало отходить в воспоминания и забываться.

Американцы в своих аналогичных исследованиях использовали другое размещение устройств обработки. И динамические и спектральные процессоры они расположили на передающей стороне, сделав массовые радиоприемники максимально простыми и дешевыми с линейной АЧХ. Именно это техническое решение нашло отражение в советских радиоприемниках, начиная с 60-ых годов. И чем дальше, тем больше линейная частотная характеристика возводилась в культ. Идеально правильное и вместе с тем "никакое" звучание радиоприемников 70-х, 80-х годов никого уже не волновало. Развитие телевидения отодвинуло радиовещание с первых ролей в советской пропаганде и таковым оно и оставалось до начала 90-х, когда появились первые музыкальные коммерческие радиостанции. С ними пришли в наше радиовещания и устройства динамической, спектральной и психоакустической обработки. Следуя американской идеологии, эти устройства располагаются на передающей стороне. Чему в полной мере способствует принятая в конце 50-х годов прошлого века идеология ВВВ (высокой верности воспроизведения), переименованная позднее в Hi-Fi и реализованная в широко распространенных советских радиоприемниках и музыкальных центрах. Бархатность и теплота звучания радиопередач опять оказалась невостребованной.

Тем не менее, тембр звучания старых "телефункенов" был выверен для максимального воздействия на социальные группы успешных людей, выросших в немецком демократическом обществе и уверенных в завтрашнем дне, имеющих средний и высокий уровень доходов и принимающих ответственные решения. Именно на таких людей в первую очередь, была рассчитана фашистская пропаганда в Германии в конце 30-х годов. Понравилось это тембровое воздействие и победителям (особое духовное состояние), судя по возникшей традиции слушать трофейные радиоприемники целыми днями не выключая, причем не только у себя дома, но и во дворах.


Итак, этой статьей, поднимающей очень важный вопрос в формировании радипрограмм и в их коммерческой эффективности в рыночной экономике я открываю новый сайт

www.radiosound.ru

Полагаю, что здесь в будущем будут размещаться статьи не только технического характера, но и результаты исследований в области психологии, социологии, психоакустики, политики, пропаганды и мастерства публичных выступлений. Все, что так или иначе связано с воздействием звука на аудиторию.

Приглашаю к сотрудничеству.

Сергей Комаров


Перейти в Рабочий форум на RADIOSOUND.RU

Общение


Форум

Регистрация

Обмен файлами

Форум

Регистрация

Обмен файлами



Rambler's Top100